Новороссийск сегодня
За последние десять лет собственные доходы городского бюджета Новороссийска увеличились почти в два раза — с 2,9 миллиарда рублей до 5,3 миллиарда. По объёму поступлений в региональный бюджет Новороссийск занимает сегодня третье место после Краснодара и Сочи и является лидером по темпам роста поступлений.
О финансовых успехах курорта рассказала в интервью журналу «Бюджет» начальник финансового управления администрации Новороссийска Лариса Криони.
О земле и объектах строительства
В феврале 2017 года Верховный суд после заявления Генеральной прокуратуры принял сторону городской Думы Новороссийска в части законности увеличения ставки по земельному налогу по землям особо охраняемых территорий и установления ее максимальной величины — 1,5 процента. За последние три года по земельному налогу и налогу на имущество физлиц обеспечен рост более 133 процентов. Результат стал возможен благодаря содействию работе мировых судей — судебные приказы по имущественным налогам вручались лично и поадресно. Финансисты помогали в работе и службе судебных приставов в части организации рейдов в каждом внутригородском районе по фактическому нахождению должников. Совместно с судебными приставами и сотрудниками ГИБДД проходили рейдовые мероприятия по взысканию задолженности по статье 48 НК РФ с использованием возможностей комплекса «Дорожный пристав». Этот наш опыт Министерство финансов Краснодарского края рекомендовало всем главам муниципальных образований региона.
Мы не допускаем роста задолженности и по налоговым доходам, и по арендной плате за землю, ищем новые источники неналоговых доходов, говорит Лариса Криони. Так, инициатива первого заместителя главы города Светланы Калининой по развитию платных муниципальных услуг и эффективных методов управления позволила за три последних года дополнительно мобилизовать более 120 миллионов рублей. В местный бюджет стали поступать:
пошлина за выдачу специальных разрешений на движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта по дорогам местного значения и плата за возмещение причиненного им вреда;
плата за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
30 процентов прибыли, остающейся в распоряжении МУПов;
компенсационная плата за вырубку зеленых насаждений;
плата за размещение нестационарных торговых точек;
плата за использование опор наружного освещения не по прямому назначению;
плата за сброс поверхностных сточных и дренажных вод в систему ливневой канализации.
В соответствии с утвержденным планом мероприятий проведена работа по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных налоговых ставок). В бюджет уже дополнительно поступило 300 миллионов рублей (150 миллионов в прошлом году и 150 миллионов — в текущем). В частности, отменены льготы по земельному налогу муниципальным и краевым учреждениям (дополнительный доход бюджета — 62 миллиона рублей); частично отменены льготы в виде пониженных ставок в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и используемых для садоводства, огородничества (11,5 миллиона); полностью отменены льготы в виде пониженных ставок по остальным видам разрешенного использования земельных участков (226 миллионов). При этом сохранена 100-процентная льгота для социально незащищенных слоев населения: ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей.
На протяжении последних трех лет город проводит инвентаризацию объектов недвижимости, уже эксплуатируемых, но не введенных в эксплуатацию и не имеющих регистрацию права собственности. Это потенциальный источник поступлений налога на имущество физлиц.
С помощью специального программного комплекса финансисты самостоятельно провели анализ и выявили, что у 21 тысячи объектов строительства не указана площадь, 33 тысячи объектов строительства и 38 тысяч земельных участков не имеют кадастровую стоимость. Налоговая служба частично уже уточнила данные по объектам, но работа по сверке продолжается. Дополнительные поступления в бюджет оцениваются: по налогу на имущество физлиц — провизорно ежегодно в 10 миллионов рублей, по земельному налогу — провизорно ежегодно в 23 миллиона рублей.
О зарплатах и кредитах
Если переходить на цифры, то, конечно, за десять лет бюджет, как федеральный, краевой, так и местный, вырос колоссально. Расходы выросли почти с 4,7 миллиарда рублей до более 8,7 миллиарда (с учетом краевых средств), или на 87 процентов. Темп роста заработной платы бюджетников составил 171 процент. Благодаря грамотно выстроенной экономической и финансовой политике руководства муниципалитета удается сохранять расходы на социальную сферу на уровне 70 процентов от общего объема расходов.
Чтобы поддерживать основные отрасли в послекризисный период, город был вынужден покрывать часть своих расходов при помощи заемных средств. Сейчас муниципалитет принимает меры по снижению долговой нагрузки. Благодаря проводимой работе по перекредитованию и снижению процентных ставок, стоимость обслуживания долга в Новороссийске — одна из самых низких в стране.
На сегодняшний момент при помощи краевого бюджета удалось заменить 40 процентов коммерческих кредитов — бюджетными. Сейчас в условиях экономического роста есть возможность планомерно снижать объем долга, предусматривая в бюджете средства на его досрочное погашение. На протяжении последних двух лет бюджет принимают и исполняют с профицитом.
О бюджете
В Новороссийске разработали программу по повышению эффективности бюджетных расходов. Например, с помощью «бюджетного маневра» удалось решить вопросы, связанные с софинансированием строительства и реконструкции объектов социальной сферы, ремонтом дорог, расчисткой ливневок на общую сумму 291 миллион рублей.
Работают и над оптимизацией бюджетных расходов, ежегодно разрабатывая новые направления. За прошлый год экономия составила 11,4 процента от расходной части бюджета, это почти миллиард рублей. В предыдущий период такой оптимизации добились за три года. Продолжают поиск новых источников дохода от внебюджетной деятельности, в прошлом году по этому направлению было получено 556 миллионов рублей.
С 2011 года в городе стала внедряться практика перехода от подрядных работ к их самостоятельному выполнению — с этой целью были созданы бюджетные учреждения в сфере благоустройства и санитарной очистки города. Оптимизация расходов бюджета от замены услуг и работ подрядчиков на работы по муниципальному заданию за семь лет превысила 900 миллионов рублей.
Но здесь важна не только экономия. Большое значение имеет возможность оперативно решать ежедневные проблемы города, проводить аварийные работы, ликвидировать последствия ЧС. Используя гибкость данной системы, финансисты могут мобилизовать расходы на необходимые внеплановые работы. Конечный результат — чистый и благоустроенный город.
Своим опытом по внедрению данной практики новороссийские финансисты поделились с коллегами на расширенной коллегии Министерства финансов и Министерства экономики Краснодарского края. Практика Новороссийска была рекомендована к использованию на территории края.